21-летний артист Александр Иванов, более известный как IVAN, в этом году будет представлять Республику Беларусь на конкурсе "Евровидение". О своем становлении, экстравагантном шоу и дальнейших планах - в эксклюзивном интервью TBEAUTY.RU!
О чем ты больше всего мечтал в детстве? Расскажи о самых ярких воспоминаниях той поры.
Первое, что помню из детства – это, наверное, елка и сам Новый год, мой любимый праздник. Еще одно яркое воспоминание – это белорусская народная песня "Ой, люли", которую я услышал примерно в трехлетнем возрасте. Мой папа - музыкант, и однажды ко мне попала кассета, на которой отец исполнял эту песню на гитаре. Там была фраза "Ой, люли, за ракой", которая навсегда осталась в моей памяти.
Отсюда желание стать музыкантом?
Да. Фразу "Ой, люли, за ракой" я повторял ежедневно, начиная с 6 утра и заканчивая поздним вечером. Не помню, сколько месяцев или лет я ее пел, но папа был уже не рад, что дал мне ту кассету. Он возвращался с работы очень поздно и в 6 утра еще спал, но, пока мама собирала меня в садик, я голосил на всю квартиру.
С того момента все постепенно начало идти к профессиональному занятию музыкой. Позже у меня появилась и первая гитара, которую мне подарил отец. Помню, он приехал и достал из багажника чехол картонный, а там эта гитара – "Yamaha C70" с нейлоновыми струнами. Счастью не было предела.
Как твои родители относились к выбору профессии?
Хорошо. Когда ребенок выбирает профессию, которая ему действительно нравится, то убеждать его в том, что это не принесёт деньги – неправильно. Моя бабушка всегда думала, что, будучи музыкантом, я всегда буду без денег. Рекомендовала идти на врача или повара – быть сытым и здоровым. Но мне ничто не нравилось так, как музыка. Я делал то, что мне нравится, и не воспринимал это ни как хобби, ни как работу.
Родителям, кстати, на заметку: если дети будут заниматься тем делом, которое им не нравится, то никаких плодов, удовольствия и денег это не принесет, потому что они будут относиться к этому без энтузиазма.
До "Евровидения" ты не был так известен, как сейчас. Как ощущается этот резкий порог, который ты переходишь и в один прекрасный момент понимаешь, что популярен?
Я помню свои первые выступления с группой. Тогда было так: после каждого концерта ты заходишь в "ВКонтакте", где у меня тогда было около 60 друзей, и видишь новые заявки и сообщения. Я отвечал абсолютно всем. А потом так случилось, что я поехал на кастинг "Битвы хоров". Я выступил в отборочном туре и вернулся в Гомель.
Через некоторое время нужно было ехать в Москву непосредственно на конкурс. Нас заселили в пансион "Снегири". После первого эфира я открываю "ВКонтакте", а там 53 заявки в друзья и очень много сообщений. Прочитать все было просто нереально, и с того момента начались обиды, что я порой не отвечаю. Просто люди не понимают, какой жизнью я живу сейчас. Ничего не изменилось, но на многое времени уже не хватает.
У тебя были такие случаи, когда на твои выступления приходили только знакомые?
Конечно. В первый раз мы выступали в сборной тусовке, где были и другие ребята. Тогда все наши друзья составили приличную аудиторию. Но, приехав из Гомеля в Минск, мы дали концерт в клубе, в который пришли только два наших друга и несколько случайных посетителей. Вообще, очень важно получать кайф от того, что ты делаешь, от своей работы. Когда ты выходишь на сцену, ты не должен думать, сколько людей перед тобой, как тебе встать, какой показать жест.
Как называлась группа?
Группа называлась "Brown Velvet". Забавное название, конечно. Я думал назвать "Серый вельвет", чтобы по-русски хотя бы эстетично звучало, но мы как-то с этим названием сработались и имели определенную популярность.
На что ты акцентируешь большее количество внимания: внешность, харизма, пиар? Что ты считаешь залогом успеха?
Если не будет какой-то харизмы, то и пиар особо не поможет. Допустим, вы устроили какой-то крутой пиар, что на ваш концерт пришло очень много людей, а на сцену вышел человек без харизмы, весь зажатый, - это будет единственный концерт в его жизни. В плане подхода к самоподаче мне нравится Слэш, гитарист "Guns’n’Roses". У них не продавались билеты на концерт, и он учудил такую вещь, что концерты были максимально проданы. При этом Слэш - отличный гитарист. В человеке должны быть и харизма, и внешность, и талант.
Кто еще из иностранных или русских исполнителей тебя вдохновляет? На кого хотел бы быть похожим?
Когда начинаешь что-то делать, ты сначала подражаешь. Мне очень нравился Дэвид Кавердейл. Я хотел быть на него похожим и добился своего: я стал на него похожим в вокальном плане. Но дело в том, что Кавердейл уже есть. Зачем еще один? Многие подражали Элвису, но успеха это не принесло, потому что Элвис уже был, а аналоги скучны людям.
Нужно слушать много музыки: Элвиса, Кавердейла, Джона Майера, - все подряд. Из этого всего, как паззл, складываешься ты. Вот вы родились, и в какой-то момент понимаете, что своими повадками сильно похожи на папу – манерой общения, мимикой. А все потому, что отец был рядом и ты с кого-то брал пример. После того, как ты уезжаешь из дома, ты цепляешь что-то от других людей: манеру общения, шутки. Ты становишься немного другим. Это бесконечный процесс.
"Евровидение" в последние несколько лет стало очень эпатажным. Кончита Вюрст, каток на сцене, бабушки, - твое выступление связано с этим же? Это попытка эпатажа или какая-то глубокая интересная история?
Мы изначально шли за идеей. То, куда идея нас привела – это уже другой вопрос. Мы просто шли к ней постепенно, заранее не предполагая, во что это выльется.
Откуда взялась идея?
На национальном отборе сзади нас были волки, и мы начали развивать эту историю, концепт. Почему голый? Мы думали, какую одежду надевать, перебирали образы. Через песню "Help you fly" мы хотим показать взаимодействие человека с природой и то, что они могут дружить, - в этом случае рядом с диким животным я не могу появиться в его "брате".
Как ты себя ощущаешь перед выступлением? Ведь на тебя будет смотреть весь мир.
На сцене нужно быть полностью расслабленным. Когда люди выходят на сцену, насмотревшись на чужие выступления, то они делают это неправильно, потому что придумали это не они. Какой-то "стрем" есть всегда: волнения, переживания, но это естественно.
Почему волки?
Это олицетворение чего-то дикого, бесконтрольного, темного. Мы хотим показать, что это бесконтрольное может стать светлым и дружелюбным.
На тебя сыпется очень много критики. Начиная с вопросов о том, как ты прошел отборочный тур, и заканчивая Отношениями с Настасьей Самбурской. Как с этим справляешься?
Никак. Люди чего-то не знают, пытаются это незнание как-то закрыть – доводами, мыслями, которые зачастую неправильные. Для меня раньше тоже так было, что все, что показывалось по телевизору - это было, как с другой планеты. Когда я впервые увидел известного человека, я просто на него смотрел, а потом оказалось, что он разговаривает, в туалет ходит.
То же самое для этих людей. Они видят меня через призму какую-то, все додумывают. Если у меня длинные волосы, то, наверное, я нетрадиционной ориентации. Мы очень любим сериалы, в которых герои с длинными волосами, никаких стереотипов нет. Или если известный человек встречается с более известным человеком, то это пиар. Мнение есть у каждого человека, просто все выражают его по-разному.
Твой образ тоже вызван какими-то фильмами, книгами?
Образ тоже развивался постепенно. Сначала это был рок, и я хотел отрастить длинные волосы. Потом играли и другие факторы. Что касается книг, я недавно прочел серию про ночную стражу Терри Пратчетт. Я очень люблю фэнтези, мистические штучки, эльфов – совершенно другой мир с другими правилами.
Ты веришь в экстрасенсов и силу мысли?
Да. Даже не в экстрасенсов, а в способности конкретного человека. Что касается силы мысли, то я в это очень сильно верю.
Есть то, о чем ты долго мечтал, и это произошло?
Начать, наверное, надо с гитары. Я помню, когда был маленький, папа сказал: "Если ты будешь петь, то я подарю тебе микрофон; а если будешь играть – гитару". Я ему сказал, что буду и петь, и играть. Он посмеялся, вследствие чего пришлось дарить и то, и другое.
Я помню, когда мой друг подарил мне хорошую, действительно хорошую и дорогую гитару. Она сейчас стоит у меня на студии. Есть такой музыкант Джон Майер – певец, гитарист. Он мне очень нравился, я смотрел его выступления. Я хотел такую же гитару, как у него. Я с этой мыслью жил полтора года, и мой друг подарил инструмент. Эта гитара из рук барабанщика Эрика Клэптона. Вот одна из историй, которая сбылась. Сбывается все, что вы ни загадаете. Разными путями.
У всех бывают непростые истории. Случился ли в твоей жизни какой-либо серьезный надлом, после которого у тебя опустились руки?
Грустных вещей не было. Только потому, что я понимал, что ничем другим я не смогу заниматься. Я часто думал, кем бы я мог быть, если бы я не занимался музыкой. К примеру, историком, геологом. Но все это не мое до конца. Когда у тебя есть только одно дело, ты сидишь ночью в метро, у тебя хватает только доехать до гостиницы, которая еще не оплачена, - ты едешь и думаешь, чем это ты занимаешься вообще.
Эти мысли начинаются тогда, когда ты начинаешь себя жалеть. Моя жизнь не сложная, есть люди, у которых все гораздо хуже. Мою историю тоже можно рассказать по-разному. Дело в твоем отношении, а не в том, что действительно происходит.
Расскажи, как вы познакомились с Настасьей Самбурской.
Познакомились просто. Я подписался на нее. У нее было фото в свитере "Dear Santa, give me more followers". Я написал, где это купить, она ответила. Как позже оказалось, это была реклама. Потом я приехал из Беларуси, она пригласила в театр посмотреть, как на игру. Мы пошли на "Формалин", в тот же день - на "Выжившего", я никакой был после всего этого, но мы продолжили общение.
Вы только через 2 месяца выложили совместную фотографию. Почему так долго молчали?
А мы бы и не выкладывали. Так случилось, что взломали соцсеть, какие-то были выдраны из контекста фразы, которые было неприятно читать. Мы бы и не опубликовали это вообще, - зачем? В этом ничего нет, просто мы бы сделали это позже. После "Евровидения", например.
Как успеваете видеться с такими жесткими графиками?
Настасья, например, работает сейчас в Москве. Иногда выезжает куда-то. Я тоже наездился за это время: Амстердам, Тель-Авив, поэтому сейчас чаще всего бываем в Москве. Мы часто видимся.
Как она относиться к идее твоего шоу?
Поддерживает полностью.
Ты развивался большую часть времени в России, но при этом остаешься патриотом Беларуси. Как живешь на две страны?
Большую часть времени я развивался в Беларуси. Все музыкальное воспитание у меня проходило в Гомеле, а потом случилась "Битва хоров", после которой появилась возможность показать себя большой аудитории. Потом я опять уехал в Беларусь, окончил школу. После школы поступил в институт на лингвиста. Я отучился год и 2 месяца, а потом уехал на конкурс "Пять звезд".
На "Главной сцене" тобой заинтересовался Игорь Матвиенко. Почему ты выбрал Виктора Дробыша?
Я понимаю, что мне нельзя было просить пойти к определенному продюсеру, но я хотел обозначить свою позицию. Мне Дробыш ближе по духу, по музыке.
Что больше всего раздражает, какие самые навязчивые вопросы задают?
Не бесит ничего, я по натуре очень спокойный. Знаете игру "Данетка"? Я могу переиграть ребенка. Если меня спросят про волков, то я объясню. Потом опять объясню. В Амстердаме у нас было 45 интервью подряд, все задали этот вопрос.
Какая еще есть крупная мечта, кроме "Евровидения"?
У меня очень много всяких планов. Они настолько разные. Хочется признания, стать действительно хорошим известным артистом.
На все готов ради этого признания?
На все, кроме подлости и иных грязных вещей.
Источник