Наталья Бертош / Фото: Юлия Мацкевич
Представитель Беларуси на «Евровидении-2016» Саша Иванов (IVAN): «Мне хочется мировой популярности»
— Мой папа — человек музыкальный. Много лет поет, играет на гитаре, пишет песни, собирает бардовские тусовки на озерах. Папе нравится хорошая музыка. И хорошие вокалисты. И папу не проведешь. Он с удовольствием следит за проектами, где никому не известные самородки попадают в прайм-тайм первых каналов за счет своего голоса и харизмы. Несколько месяцев назад папа показал мне выступление гомельчанина Саши Иванова на «Главной сцене». И я влюбилась. В невероятный хрипловатый тембр, в эмоциональную манеру исполнения, в правильный надрыв и в солнечную харизму. Почему-то я не сомневалась, что Саша пойдет на национальный отбор «Евровидения-2016». И почему-то я не сомневалась, что он победит. Просто помимо вышеперечисленных качеств, у Саши за плечами — участие в таких конкурсах, как «Битва хоров» (2 место), «5 звёзд» (1 место) и «Главная сцена» (2 место, 2014 год). За бранчем в отеле Ренессанс мы поговорили о музыке, «Евровидении» и любви.
— Саша, а сколько тебе лет на самом деле? А то в интернете — противоречивая информация.
— Мне 21.
— Всего? И сколько лет ты уже не живешь в Гомеле?
— Меньше года. Как начался проект «Главная сцена», так и переехал.
— А как же остальные проекты? И слухи о том, что ты сразу после школы уехал в Питер петь в мюзикле?
— Я действительно пел в мюзикле «Джульетта и Ромео». Я уезжал и приезжал, но это было буквально на месяц-полтора. Больше чем на два месяца я не уезжал из дома раньше.
— У тебя музыкальная семья, насколько я знаю, и мало того, в Гомеле у тебя была своя группа?
— Да. У меня папа — рок-музыкант, и брат, кстати, тоже. В Гомеле я окончил музыкальную школу по классу классической гитары, пел в военном оркестре, правда, недолго. Потом — в хеви-метал-группе, которую создал мой друг…
— То есть ноты знаешь и с листа сыграешь?
— Если постараюсь и потренируюсь — да. А так сходу — нет. (Улыбается.)
— А после школы не было мыслей продолжить музыкальное образование?
— Я всегда хотел заниматься музыкой. Но мама и бабушка настаивали — отучись где-нибудь и потом занимайся на здоровье. Поэтому я поступил в лингвистический институт в Гомеле и даже отучился там полтора курса. Понял — не мое. И ушел. Ну совсем не хотелось мне этим заниматься! У меня другие интересы — музыка, проекты, концерты, студия и так далее. Мама и бабушка меня сначала не поняли. Но теперь вроде смирились…
— Значил, бросил учебу… И чем зарабатывал на жизнь?
— Музыкой! «Лабали» по клубам, выступали, где только возможно. А еще я почти целый год работал в Гомеле в магазине спортивной обуви…
— А как получилось, что ты стал участвовать в музыкальных проектах?
— Началось все с «Битвы хоров». Меня пригласил на кастинг один мой старый приятель. Я тогда только школу окончил и был уверен, что родители меня даже не отпустят. Но они меня поддержали. Они всегда учили меня тому, что если ты в жизни хочешь чего-то добиться, ты должен заниматься тем, что тебе нравится. Так что рюкзак с картошкой и тушёнкой на плечи — и в Питер. Наша команда в этом проекте заняла второе место. Потом было участие в фестивале «5 звезд» в Ялте…
— И там уже победа!
— Да, выиграл и получил главный приз из рук Иосифа Кобзона. Волнительный был момент. Это было замечательное время, до сих пор вспоминаю с теплотой.
— И что принесли тебе эти проекты кроме каких-то новых знакомств и связей?
— Конечно, мне было интересно увидеть «звезд» и приобрести полезные знакомства. Но в первую очередь — это сумасшедший опыт. Плюс эфиры на Первом канале. Люди на улицах стали меня узнавать. Иногда водители маршруток бесплатно подвозили. Один раз даже эвакуаторщик подвез — сам остановился, оказалось, видел меня в «5 звезд» (смеется)…
— А потом была «Главная сцена». Наверное, уже благодаря Виктору Дробышу, в команде которого ты был в «Битве хоров»?
— Да нет. Просто узнал, что будет кастинг. Пришел. Там было какое-то невероятное количество людей — несколько тысяч — кастинг длится несколько дней. Отстоял очередь, спел Ричарда Маркса «Now and forever». И меня взяли. Я сразу хотел работать в команде Виктора Яковлевича — так и вышло. Но наше плотное музыкальное сотрудничество началось только после «Главной сцены». Но во время проекта мне приходилось чаще бывать в Москве, и я решил переехать…
— Обидно было занять второе место, а не первое в «Главной сцене»?
— Совсем нет! Тем более что я занял второе место по зрительскому голосованию, и первое — по мнению жюри. Так что у меня были оба места, а у Сардора (СардорМилано — победитель «Главной сцены — 2014») — только первое. (Улыбается.)
Так что я был абсолютно доволен происходящим на тот момент.
— А было такое: утром проснулся знаменитым?
— Да, можно и так сказать. Началось еще после «5 звезд» — журналисты где-то раздобыли мой номер и давай звонить, ну, а я отвечал как мог…
— Ты так спокойно об этом рассказываешь, как будто это просто за кефиром сходить…
— Наверное, уже был немного подготовлен после «Битвы хоров». На «Битве хоров» я вообще не мог давать интервью, так как ужасно стеснялся и очень боялся разговаривать просто с людьми, не говоря уже про журналистов. Да что там, я боялся смотреть на людей! Ну непривычно мне было! А впечатление создавалось такое, что я очень «зазвездился» или что мне неинтересно. К концу проекта вообще журналисты боялись меня, я боялся журналистов, и никто особо не горел желанием со мной общаться. А потом начал привыкать к вниманию, к сцене, к камерам… Потихоньку начал раскрепощаться и стал более общительным.
— Наверное, люди на тебя еще так реагируют, потому что у тебя такая необычная внешность. Ты действительно похож на рыцаря Айвенго! Кстати, сколько лет нужно, чтобы отрастить такие длинные волосы?
— Я их ращу с «Битвы хоров» — два с половиной года, получается. Смешные истории иногда происходят. Например, на фестивале «5 звезд», который вели Наргиз и Дмитрий Нагиев. Оба, как это лучше сказать, без волос. А тут я такой выхожу — коса-краса (смеется). Выхожу, пою песню, и, видимо, редактора на суфлере подсказали ведущим, как меня подколоть. Дмитрий говорит: «Круто! А откуда у тебя такие волосы?». А я стесняюсь, краснею, бледнею, и, не подумав, говорю, глядя прямо на него: «Мне с родителями повезло». Зал начинает смеяться, Нагиев молчит. Повисла неловкая пауза. Потом Наргиз говорит: «Ну, отвечай уже что-нибудь». Такая вот веселая история (смеется).
— Отбрил Нагиева, сам того не желая. Тяжело дается переезд? По Родине не скучаешь?
— Очень скучаю. На самом деле, когда я уехал в Москву, стало дико тянуть обратно. Я обожаю приезжать сейчас в Беларусь. Едешь — ухоженное все вокруг такое, красивое, родное. Когда ездили в тур с певицей Славой, был такой случай. Ночью после концерта переезжали на автобусе в другой город и остановились поесть в придорожном кафе. 4 утра, все сонные потянулись за бутербродами. Заходим, видим — сидит бабулька. Это, видимо, была супер-бабулька, потому что нормальные бабульки в это время уже спят (смеется). Говорим: «Дайте нам вот эти беляши». А она: «Ой, детка, не берите эти беляши, вот тут есть свежие котлеты, я их только недавно приготовила». От нее исходило такое добро, как будто мы ей все — родные. И все московские друзья были очень приятно удивлены. А меня аж распирала гордость за страну и людей.
— Идея представлять Беларусь на «Евровидении» - вполне себе такой ожидаемый PR-ход для продвижения молодого дарования — кому принадлежала, тебе или продюсеру?
— А почему бы и нет? Это один из самых крутых и масштабных конкурсов песни во всем мире. Представлять свою страну на нем — честь для любого артиста. Это и PR, и интерес, и опыт! Ну, эта мысль у нас была еще раньше. А потом один из PR-директоров в ноябре вспомнил об этом: а почему бы не в этом году? И с этой идеей мы пришли к Виктору Яковлевичу. А он: «Вы меня до седых волос доведете!». Но в итоге идею поддержал. На том и решили: вот пройдут новогодние праздники, и подадим заявку. Хорошо, что кто-то догадался посмотреть, когда все-таки их принимают. Оказалось, что до окончания приема заявок у нас осталось всего полторы недели.
— А песня была уже?
— Не было даже песни! Вернее, песен в загашнике лежало много, но все в состоянии «демо», многие — на тарабарском языке напетые. Вот и нашли такую песню под названием «демо 3», которую в срочном порядке аранжировали, написали слова, записали и отправили. Сделали все, что успели. Прошли предварительный отбор, нас пригласили на прослушивание. А еще так получилось, что в день прослушивания я случайно был в Минске — в туре с певицей Славой. Звезды совпали так! Тут уже Вселенная помогала нам. Пришел, отпел, прошел…
— Я видела отбор — ты был, мягко сказать, неуверенный…
— Еще бы, я пел эту песню чуть ли не в первый раз. Все это время я был занят подготовкой песен к туру со Славой. Но тем не менее я прошел, вернулся в Москву, и мы стали готовиться к финалу: переделали аранжировку, доработали слова, привлекли режиссеров сценической графики, я начал репетировать…
— Как ты вообще оцениваешь свое выступление? Сколько это было процентов от того, что ты реально можешь?
— Я скажу словами своего старшего брата, который одним из первых поздравил меня с победой: «Не шедеврально, но достойно. Нужно работать». Я сам думаю, что где-то недожал по эмоциональной составляющей, где-то не попал в ноты, где-то скосил. Это все технические моменты, над которыми действительно нужно работать. И работы много. Но я уверен, что справлюсь.
— Уверенность — это хорошо. И в этой победе был уверен?
— Ты знаешь, где-то в глубине души из проекта в проект во мне есть уверенность. Я не самоуверенный, и у меня, конечно, всегда есть сомнения, но я всегда верю, что у меня есть хороший шанс пройти и победить…
— В белорусской музыкальной тусовке ты человек совсем новый. А вдруг приехал и победил. И началось! Кто такой Саша Иванов? Его здесь никто не знает? За ним стоит Дробыш с чемоданом денег! И так далее. Что скажешь на это?
— Меня папа всегда держал подальше от музыкальной тусовки. Мой музыкальный вкус воспитывался дома, я выступал дома, не ходил ни на какие конкурсы и кружки, кроме музыкальной школы в Гомеле. Может, меня и не знают. Но когда люди начинают писать «он вообще не из Гомеля», для меня это звучит дико. Откуда они это взяли?! Что касается победы в национальном отборе, то мы все делали на общих основаниях: подали заявку, провели определенную работу по подготовке номера, провели PR-кампанию в Минске и в Гомеле — радиостанции, телевидение, печатные СМИ. Конечно, у нас очень профессиональная команда — люди знают, что им делать. А Виктора Яковлевича в то время не было не то что в Минске, его не было даже в Москве. Так что это все просто слухи.
— А почему в баннерах на твоих официальных страницах после твоей победы в отборе была ошибка в названии страны — Белоруссия? Многих это задело и покоробило, такие ошибки недопустимы для профессионалов…
— Да, был такой неприятным момент. Люди, которые ведут мои официальные группы в соцсетях — россияне. А многие россияне так и не привыкли, что наша страна называется «Беларусь». Это, конечно, не оправдание, но все иногда ошибаются. Уверен, в будущем этого не повторится, и прошу прощения у всех, чьи чувства были задеты. Лично я активно веду соцсети. Пишите мне туда, если вдруг еще где-то будут подобные ошибки.
— Многие заметили, что на сцене ты выглядел очень спокойно, уверенно и расслабленно. Ты репетируешь сценические движения?
— Я специально ничего не придумываю, оно как-то все происходит само собой. Раньше, конечно, я так не двигался. Если посмотреть мои ранние выступления, то там я гораздо более зажат. Эта раскованная сценическая манера сформировалась где-то к концу проекта «5 звезд». Я даже иногда смотрю на себя со стороны и даже сам себе нравлюсь. (Улыбается.)
Чтобы спокойно себя чувствовать на сцене, раскрепоститься полностью, прожить песню — нужен опыт сценических выступлений, когда ты уже не думаешь, куда эту ногу, куда эту руку. Если хочешь петь хорошо — пой чаще!
— У тебя ведь нет профессионального вокального образования. Ты занимаешься с кем-нибудь постановкой голоса, разработкой диапазона и прочими вокальными штучками? Кстати, а твоя эта уникальная хрипотца — это природный тембр или ты специально?
— При подготовке к «Евровидению» я буду работать с педагогом, который будет мне помогать сделать песню идеальной. Что касается моего тембра и хрипотцы, я могу петь и так, и так — это, в принципе, контролируемо. А какой у меня диапазон — даже не знаю. Диапазон, по-моему, вообще вещь достаточно условная. Вот, к примеру, Джо Кокер пел и вообще не «парился» по поводу демонстрирования своего диапазона, а мурашки от его голоса такие, что могут затоптать. Или Боб Дилан! Это артист с большой буквы.
— А ты уже считаешь себя артистом?
— Я считаю себя достаточно перспективным в этом плане.
— Что скажешь про остальных участников отбора?
— Они все — большие молодцы. Больше всего мы подружились с Кириллом Ермаковым — он, пожалуй, самый позитивный человек в проекте. Очень болел также за Валерию Садовскую — у нее был хороший сценический номер, и сама она очень здорово поет.
— А тебе не показалось, что почти все песни в финале были какие-то грустные?
— Даже очень грустную песню можно позитивно спеть, без страданий. Что касается моей песни, то это надежда. И полный экшн! Вот это сложно передать! И я буду стремиться, чтобы эту подачу, эту эмоцию, этот градус усилить.
— Как сам думаешь, в финал «Евровидения» в Стокгольме пройдешь? У нас именно по этому критерию оценивают!
— Я считаю, что для этого у нас есть все. Конечно, многое зависит от меня. Но «Евровидение» — это конкурс, который начинается задолго до выхода на сцену. Я уверен, что профессионализм команды Виктора Яковлевича и его лично поможет нам занять достойное место. Мы уже начинаем работать над концепцией номера и PR-кампании.
— Ну вот поедешь, пройдешь в финал, может, даже первое место займешь, чего от всей души желаю… А дальше что? Будешь покорять белорусскую публику? Или все-таки только Москва?
— Я всегда считал и считаю: для того чтобы быть успешным, востребованным и уважаемым во всем мире, нужно прежде всего быть уважаемым и востребованным в своей стране. Я, безусловно, буду работать над этим. Но, конечно, мне хочется мировой популярности.
— А зачем ты взял псевдоним IVAN? Саша Иванов — прекрасное, по-моему, сочетание…
— Ну, Александр Иванов уже существует — нас бы постоянно путали. Вот, чтобы не было этой путаницы, было принято решение взять псевдоним Ivan — начало от моей фамилии, который придумал Виктор Яковлевич.
— От творчества — к личным вопросам. Твое сердце свободно? У тебя есть девушка?
— Сейчас мое сердце свободно. У меня были отношения целых три года, которые не выдержали проверки расстоянием и временем. Мы крайне редко виделись, поэтому чувства угасли. Хотя я очень страдал, писал песни и стихи… Но как-то так сложилось.
— А какие девушки тебе нравятся?
— Что касается внешности, я не заморачиваюсь по этому поводу…
— Я больше про личностные качества. Какой должна быть девушка, чтобы тебе понравиться?
— Она должна быть доброй, умной, женственной, любить спорт… И все это должно быть в одном человеке (смеется). А если честно, я не думаю об этом. Знаешь, это уже как пойдет: есть между вами химия или ее нет. Как и в музыке. Как и во всем, что ты делаешь в жизни.